воскресенье, 27 октября 2024 г.

Произносим звук [Р] или как помочь ребенку «зарычать»

Звук [Р] — один из самых сложных звуков в русском языке. Для его воспроизведения необходимы чёткие движения речевого аппарата, достаточная вибрация  языка. Научиться правильно произносить звук  [Р] — одна из самых сложных речевых задач для малышей. Считается, что большинство звуков ребенок должен правильно выговаривать к 4-4,5 годам. И только для звуков [Р] и [Л] сделано послабление, их ребенок в норме должен научиться выговаривать к 5-6 годам. Мало кто из детей справляется с этой задачей самостоятельно и в срок. Однако помочь им способны не только специалисты, но и сами родители.

Можно выделить три этапа в работе над звуком [Р]: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука (введение в речь).

Как правило, постановка звука [Р]  не обходится без подготовительных упражнений. Это в основном упражнения на подъём языка вверх при широко открытом рте, растягивание уздечки языка (при необходимости).

          Примеры подготовительных упражнений:

- потянуть язык к носу;

- поднять язык на верхнюю губу;

- поднять язык за верхние  зубы;

- «пересчитать» кончиком языка верхние зубы;

- облизать верхнюю губу;

- покусывание кончика языка  передними зубами;

- присасывание кончика языка к нёбу, это упражнение хорошо для растягивания уздечки языка;

Упражнение «Болтушка» — вертикальные движения языка между  губами.

Упражнение «Балалайка» — горизонтальные движения языка между  губами с  голосом.

Упражнение «Дятел» – рот широко открыт, кончик языка ударяет об «бугорки» за верхними зубами: «д-д-д».

Упражнение «Машина буксует»  — рот раскрыт, кончик языка за верхними зубами, постараться немного потянуть звук [Д].

Обычно этих упражнений достаточно, чтобы подготовить  артикуляционный аппарат для постановки звука [Р]. Существует много способов постановки звука [Р]. Вот несколько из них:

1.  Присосать язык к твёрдому нёбу (рот приоткрыт, губы улыбаются), добавить резкий выдох по спинке языка на звук [Т] (должно получиться  ТРРР).

2.     Широко открыть рот. Поднять широкий язык вверх и в таком положении произносить «дын-дын-дын», постепенно увеличивая темп и скорость выполнения (должно получиться  ДРРР).

3.     Попросите ребенка «Завезти мотор» - дрррр.

Не ждите быстрого результата, с первого раза получается лишь у 5% детей. А вот после многочисленных  упражнений и попыток, у вас все получится.

Последний этап в работе над звуком [Р] – это этап автоматизации. Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно (отдельно) совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении. Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

- автоматизация звука в слогах; 

- автоматизация звука в словах;

- автоматизация звука в предложениях;

- автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

- автоматизация звука в разговорной речи.

Конечно, постановкой звука [Р]  занимается учитель-дефектолог, но если вы хотите помочь своему ребенку быстрее «зарычать», дополнительные домашние подготовительные упражнения лишними не будут.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий