ДЕТСКИЕ
ОШИБКИ В РЕЧИ.
НЕ
ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ИЛИ ИСПРАВЛЯТЬ?
консультация для родителей
Детское неправильное произношение иногда звучит очень мило, и нередко мамам и папам хочется повторять за малышом «пивет, бабуска» вместо «привет, бабушка», «кокетки» вместо «котлетки». Ведь это так обаятельно и весело! Да, говорить сразу красиво и правильно довольно-таки сложно, и дети нередко плохо выговаривают определенные звуки, искажают сложные слова.
Порой у родителей возникает вопрос: как относиться к построенным грамматически неправильно детским словам и фразам? Ответ однозначно один: не оставаться равнодушным к речи собственного ребенка.
Ошибки, которые являются типичными, нужно обязательно исправлять. Если на них не обращать внимания, речь ребёнка надолго останется неправильной. Педагоги полагают, что не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибкой как анекдот, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось рассмешить взрослых, и они начинают говорить неверно уже умышленно.
Перечислим наиболее распространенные ошибки в речи детей.
v Одна из известных и часто встречаемых ошибок – замена уже освоенного звука другим. К примеру, при освоении произнесения звука [с], ребенок заменяет его на звук [ш]: говорит «шырость» вместо «сырость». Необходимо поправлять неправильное произнесение ребенком звуков. Чем раньше слово, употребляемое в несоответствующей форме, попадает в лексикон ребенка, тем сложнее в дальнейшем исправляется произнесение искаженной формы. Дети с завидным упорством повторяют искаженное ими слово. Если неправильное произнесение ребенком звука имеет стойкий характер и к 5 годам не исправляется, необходимо обратиться к учителю-дефектологу (логопеду).
v Другой, наиболее распространенной ошибкой являются придуманные детьми слова, не употребляемые в речи взрослого. Взрослые часто восхищаются такими словами. Ведь придуманы они их малышом (этот феномен называется «словотворчество»: ползук – червяк, сердитки – морщинки и пр.). Конечно же, можно восторгаться фантазией малыша, но ни в коем случае нельзя хвалить при ребенке то или иное придуманное им слово. Таким поощрением родители закрепляют неправильное слово в словаре ребенка. Услышав неправильно произнесенное слово, необходимо сразу же поправить малыша: «Так не говорят, ты ошибся. Нужно сказать…». Нужно очень четко произнести слово и попросить малыша повторить его за взрослым.
v Типичной ошибкой является также построение ребенком всех глаголов в речи по образцу одной наиболее легкой для него формы. К примеру: «вставаю» вместо «встаю», «лизаю» вместо «лижу» и пр. То есть ребенок использует одну стандартную форму глагола. Исследователи детской речи заметили, что когда ребенок усваивает какую-нибудь одну форму языкового значения, то он распространяет ее и на другие. Такие ошибки необходимо также поправлять на грамматически верные слова каждый раз, как малыш их употребит в своей речи.
v Следующий тип ошибок связан с изменением существительных по падежам. Падежные окончания существительных образуются детьми по усвоенным ими образцам: «Возьмем все стулы и сделаем поезд» - говорит трехлетний малыш другому малышу. «Нет, - возражает тот,- здесь мало стулов».
v Ошибки наблюдаются и в окончаниях, и в употреблении
сравнительной степени прилагательных. Вообще
следует отметить, что речь маленьких детей бедна прилагательными (всего около
3-4 % по сравнению с другими частями речи). Дело в том, что прилагательные
сложны для непосредственного восприятия ребенком, ибо их употребление
подразумевает хорошее знакомство с предметом или вещью. Ребенок использует в
своей речи небольшое количество прилагательных, с которыми их знакомят родители
в повседневной деятельности или во время игры: страшный, злой, добрый,
маленький. Следовательно, необходимо в своем ежедневном общении с ребенком
употреблять большее количество различных прилагательных, обязательно связывая
их с предметом или картинкой.
Все эти примеры показывают, что типичные ошибки в детской
речи связаны с тем, что грамматические формы образуются по немногим, ранее
усвоенным образцам. Это значит, что классы слов с соответствующими им
грамматическими отношениями еще не четко разделены, они имеют пока примитивно
обобщенный характер. Только постепенно, когда такое разделение станет четким,
будут тонко выделены и грамматические формы.
Обязательно исправляйте ошибки в речи
малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь над ребенком и обидите его,
он какое-то время может молчать, но главное, он может потерять к вам доверие.
Исправлять ошибки в повседневной речи
детей необходимо для того, чтобы дети привыкали к осознанию языковых норм,
различали, как надо правильно говорить. Неисправленная ошибка ведет к
закреплению неправильных условных связей, как у говорящего ребенка, так и у
детей, которые его слышат.
Неправильную форму повторять за ребенком
нельзя. Взрослый может предложить ему подумать, как надо сказать правильно.
Необходимо сразу же дать ребенку правильный образец речи и предложить его
повторить.
Ошибку нужно исправлять в тактичной
форме, доброжелательно. Нельзя исправлять речевые ошибки в момент
эмоционального подъема. Допускается исправление, отсроченное по времени.
У детей младшего возраста исправление
ошибок в речи в основном заключается в том, что мама или папа иначе формулирует
словосочетание или фразу. Например, ребенок говорит: "Мы поставили на стол
много тарелков и много ложков". - "Правильно, вы хорошо накрыли на
стол, поставили много тарелок и положили много ложек " - подтверждает
взрослый.
Детей старшего возраста нужно учить
слышать речевые ошибки и самостоятельно их исправлять. При этом можно
использовать различные приемы. Например: "Ты неправильно изменил слово.
Подумай, как надо сказать правильно", - предлагает мама (папа). В качестве
образца можно предложить аналогичное изменение слова (в родительном падеже
множественного числа - ложек, чашек, ботинок).
Исправляя детские ошибки нельзя быть
слишком навязчивыми, нужно учитывать ситуацию общения. Например:
·
Ребенок
чем-то огорчен, жалуется маме (папе), ждет помощи, совета, при этом допускает
ошибки в речи;
·
Ребенок
играет, переживает эмоциональный подъем, и в процессе разговора делает ошибки;
·
Ребенок
в первый раз решился прочитать стихотворение. Он начинает декламировать, но при
этом допускает грамматические ошибки.
В
такие моменты поправлять детей не следует. Родители отмечают ошибки, чтобы
позднее исправить их в подходящей ситуации.
Что
делать, чтобы ребенок не совершал ошибки в своей речи?
ü Развивайте
интерес ребенка к свойствам предметов (большой, маленький, деревянный,
холодный, гладкий и пр.) и качествам людей (злой, сердитый, умный, сильный и
т.д.).
ü Знакомьте малыша
с частями тела, учите узнавать и называть на рисунках животных и предметы.
ü Чаще используйте
в своей речи детские стишки, потешки, песенки.
ü Читайте ребенку
книги - сделайте это Вашей семейной традицией (например, чтение перед сном).
ü Разговаривайте
со своим малышом, задавайте ему вопросы – помогайте ему высказаться.
ü Играя,
обязательно оречевляйте все свои действия – малыш, на удивление, запомнит
каждое сказанное Вами во время игры слово.
ü Но самое
главное, следите за собственной
речью! Вы должны говорить правильно, не искажая слов, четко произносить
каждый звук, не торопиться и не «съедать» слогов и окончаний слов.
Ваша речь должна быть также
грамматически правильной и, конечно же, эмоциональной. Это знакомит малыша с
богатством интонаций человеческого языка.
Профилактика
речевых ошибок у детей, прежде всего, касается всестороннего
развития, процесс которого начинается еще до рождения. Будущая мама должна
пристально следить за здоровьем и своим психоэмоциональным состоянием. Хорошо
начинать диалог с ребенком с первых дней беременности, слух и нервная система
формируется на ранних сроках. После рождения малыша, в каждодневные процедуры
по уходу стоит включить специальные упражнения. Это поглаживание, разминание и
зарядка пальчиков — при этом проговариваются веселые потешки. Доказана связь между
уровнем интеллекта, речи и мелкой моторики. Начиная с года тренируйтесь собирать
крупные пазлы. Предоставляйте малышу разные текстуры, формы, озвучивая их
свойства, отличия, особенности, тем самым стимулируя мозг, а значит, и речь. С
первых дней жизни маленький человек должен слышать четкие разборчивые фразы,
без метаморфоз, которыми грешат обычно старшее поколение («Ой, ты мой холёсенький»,
«Мой масенький» и т.п.). Игры с пластилином, глиной, песком, камешками, горохом
развивают не только пространственное мышление, но и мелкую моторику, что в свою
очередь оказывает положительное влияние на развитие речи в целом.
Для нормального формирования и овладения
речью необходима спокойная обстановка, окружающий мир ребенка должен быть ему
понятен и предсказуем. Огромную роль играет семья и отсутствие конфликтов.
Научить ребенка говорить без ошибок мечтают все родители. И основная роль
отводится ближайшему окружению дошкольника. Это комплексная работа семьи и
педагогов дошкольного учреждения. Обязательно нужно вселить ребенку уверенность
в своих силах, закреплять успехи похвалой, а к ошибкам относиться нейтрально, при этом мягко и корректно исправлять их.
Комментариев нет:
Отправить комментарий