Советы родителям




ДЕТСКИЕ ОШИБКИ В РЕЧИ.

НЕ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ИЛИ ИСПРАВЛЯТЬ?

 консультация для родителей

Детское неправильное произношение иногда звучит очень мило, и нередко мамам и папам хочется повторять за малышом «пивет, бабуска» вместо «привет, бабушка», «кокетки» вместо «котлетки». Ведь это так обаятельно и весело! Да, говорить сразу красиво и правильно довольно-таки сложно, и дети нередко плохо выговаривают определенные звуки, искажают сложные слова. 

Порой у родителей возникает вопрос: как относиться к построенным грамматически неправильно детским словам и фразам? Ответ однозначно один: не оставаться равнодушным к речи собственного ребенка.

Ошибки, которые являются типичными, нужно обязательно исправлять. Если на них не обращать внимания, речь ребёнка надолго останется неправильной. Педагоги полагают, что не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибкой как анекдот, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось рассмешить взрослых, и они начинают говорить неверно уже умышленно.

 Перечислим наиболее распространенные ошибки в речи детей.

v Одна из известных и часто встречаемых ошибок – замена уже освоенного звука другим. К примеру, при освоении произнесения звука [с], ребенок заменяет его на звук [ш]: говорит «шырость» вместо «сырость». Необходимо поправлять неправильное произнесение ребенком звуков. Чем раньше слово, употребляемое в несоответствующей форме, попадает в лексикон ребенка, тем сложнее в дальнейшем исправляется произнесение искаженной формы. Дети с завидным упорством повторяют искаженное ими слово. Если неправильное произнесение ребенком звука имеет стойкий характер и к 5 годам не исправляется, необходимо обратиться к учителю-дефектологу (логопеду).

v Другой, наиболее распространенной ошибкой являются придуманные детьми слова, не употребляемые в речи взрослого. Взрослые часто восхищаются такими словами. Ведь придуманы они их малышом (этот феномен называется «словотворчество»: ползук – червяк, сердитки – морщинки и пр.). Конечно же, можно восторгаться фантазией малыша, но ни в коем случае нельзя хвалить при ребенке то или иное придуманное им слово. Таким поощрением родители закрепляют неправильное слово в словаре ребенка. Услышав неправильно произнесенное слово, необходимо сразу же поправить малыша: «Так не говорят, ты ошибся. Нужно сказать…». Нужно очень четко произнести слово и попросить малыша повторить его за взрослым.

v Типичной ошибкой является также построение ребенком всех глаголов в речи по образцу одной наиболее легкой для него формы. К примеру: «вставаю» вместо «встаю», «лизаю» вместо «лижу» и пр. То есть ребенок использует одну стандартную форму глагола. Исследователи детской речи заметили, что когда ребенок усваивает какую-нибудь одну форму языкового значения, то он распространяет ее и на другие. Такие ошибки необходимо также поправлять на грамматически верные слова каждый раз, как малыш их употребит в своей речи.

v Следующий тип ошибок связан с изменением существительных по падежам. Падежные окончания существительных образуются детьми по усвоенным ими образцам: «Возьмем все стулы и сделаем поезд» - говорит трехлетний малыш другому малышу. «Нет, - возражает тот,- здесь мало стулов». 

v Ошибки наблюдаются и в окончаниях, и в употреблении

сравнительной степени прилагательных. Вообще следует отметить, что речь маленьких детей бедна прилагательными (всего около 3-4 % по сравнению с другими частями речи). Дело в том, что прилагательные сложны для непосредственного восприятия ребенком, ибо их употребление подразумевает хорошее знакомство с предметом или вещью. Ребенок использует в своей речи небольшое количество прилагательных, с которыми их знакомят родители в повседневной деятельности или во время игры: страшный, злой, добрый, маленький. Следовательно, необходимо в своем ежедневном общении с ребенком употреблять большее количество различных прилагательных, обязательно связывая их с предметом или картинкой.  

      Все эти примеры показывают, что типичные ошибки в детской речи связаны с тем, что грамматические формы образуются по немногим, ранее усвоенным образцам. Это значит, что классы слов с соответствующими им грамматическими отношениями еще не четко разделены, они имеют пока примитивно обобщенный характер. Только постепенно, когда такое разделение станет четким, будут тонко выделены и грамматические формы.

Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь над ребенком и обидите его, он какое-то время может молчать, но главное, он может потерять к вам доверие.

Исправлять ошибки в повседневной речи детей необходимо для того, чтобы дети привыкали к осознанию языковых норм, различали, как надо правильно говорить. Неисправленная ошибка ведет к закреплению неправильных условных связей, как у говорящего ребенка, так и у детей, которые его слышат.

Неправильную форму повторять за ребенком нельзя. Взрослый может предложить ему подумать, как надо сказать правильно. Необходимо сразу же дать ребенку правильный образец речи и предложить его повторить.

Ошибку нужно исправлять в тактичной форме, доброжелательно. Нельзя исправлять речевые ошибки в момент эмоционального подъема. Допускается исправление, отсроченное по времени.

У детей младшего возраста исправление ошибок в речи в основном заключается в том, что мама или папа иначе формулирует словосочетание или фразу. Например, ребенок говорит: "Мы поставили на стол много тарелков и много ложков". - "Правильно, вы хорошо накрыли на стол, поставили много тарелок и положили много ложек " - подтверждает взрослый.

Детей старшего возраста нужно учить слышать речевые ошибки и самостоятельно их исправлять. При этом можно использовать различные приемы. Например: "Ты неправильно изменил слово. Подумай, как надо сказать правильно", - предлагает мама (папа). В качестве образца можно предложить аналогичное изменение слова (в родительном падеже множественного числа - ложек, чашек, ботинок).

Исправляя детские ошибки нельзя быть слишком навязчивыми, нужно учитывать ситуацию общения. Например:

·         Ребенок чем-то огорчен, жалуется маме (папе), ждет помощи, совета, при этом допускает ошибки в речи;

·         Ребенок играет, переживает эмоциональный подъем, и в процессе разговора делает ошибки;

·         Ребенок в первый раз решился прочитать стихотворение. Он начинает декламировать, но при этом допускает грамматические ошибки.

В такие моменты поправлять детей не следует. Родители отмечают ошибки, чтобы позднее исправить их в подходящей ситуации.

Что делать, чтобы ребенок не совершал ошибки в своей речи?

ü Развивайте интерес ребенка к свойствам предметов (большой, маленький, деревянный, холодный, гладкий и пр.) и качествам людей (злой, сердитый, умный, сильный и т.д.).

ü Знакомьте малыша с частями тела, учите узнавать и называть на рисунках животных и предметы.

ü Чаще используйте в своей речи детские стишки, потешки, песенки.

ü Читайте ребенку книги - сделайте это Вашей семейной традицией (например, чтение перед сном).

ü Разговаривайте со своим малышом, задавайте ему вопросы – помогайте ему высказаться.

ü Играя, обязательно оречевляйте все свои действия – малыш, на удивление, запомнит каждое сказанное Вами во время игры слово.

ü Но самое главное, следите за собственной речью! Вы должны говорить правильно, не искажая слов, четко произносить каждый звук, не торопиться и не «съедать» слогов и окончаний слов.

Ваша   речь должна быть также грамматически правильной и, конечно же, эмоциональной. Это знакомит малыша с богатством интонаций человеческого языка.

Профилактика речевых ошибок у детей, прежде всего, касается всестороннего развития, процесс которого начинается еще до рождения. Будущая мама должна пристально следить за здоровьем и своим психоэмоциональным состоянием. Хорошо начинать диалог с ребенком с первых дней беременности, слух и нервная система формируется на ранних сроках. После рождения малыша, в каждодневные процедуры по уходу стоит включить специальные упражнения. Это поглаживание, разминание и зарядка пальчиков — при этом проговариваются веселые потешки. Доказана связь между уровнем интеллекта, речи и мелкой моторики. Начиная с года тренируйтесь собирать крупные пазлы.  Предоставляйте малышу разные текстуры, формы, озвучивая их свойства, отличия, особенности, тем самым стимулируя мозг, а значит, и речь. С первых дней жизни маленький человек должен слышать четкие разборчивые фразы, без метаморфоз, которыми грешат обычно старшее поколение («Ой, ты мой холёсенький», «Мой масенький» и т.п.). Игры с пластилином, глиной, песком, камешками, горохом развивают не только пространственное мышление, но и мелкую моторику, что в свою очередь оказывает положительное влияние на развитие речи в целом.

Для нормального формирования и овладения речью необходима спокойная обстановка, окружающий мир ребенка должен быть ему понятен и предсказуем. Огромную роль играет семья и отсутствие конфликтов. Научить ребенка говорить без ошибок мечтают все родители. И основная роль отводится ближайшему окружению дошкольника. Это комплексная работа семьи и педагогов дошкольного учреждения. Обязательно нужно вселить ребенку уверенность в своих силах, закреплять успехи похвалой, а к ошибкам относиться нейтрально, при этом мягко и корректно исправлять их.


 

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий