Советы педагогам


ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

консультация для педагогов дошкольного образования

     Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, в нарушении грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
  Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются, не соответствуют возрасту говорящего, требуют того или иного логопедического вмешательства. Неправильная речь ребенка может отражаться на его дальнейшем развитии, задерживая и искажая его, может затруднять обучение в школе.


Причины нарушения речи

     Причин нарушений речи может быть много, они могут быть как внешние, так и внутренние. Иногда они сочетаются между собой. 

1. Внутриутробные патологии: инфекционные заболевания матери во время беременности, недоношенность и переношенность плода, внутриутробная гипоксия, стрессы.

2. Наследственность. Если кто-то из родителей начал поздно говорить, большая вероятность того, что ребенок будет иметь те же проблемы. Также к генетическим аномалиям относится нестандартное строение артикуляционного аппарата (неправильное количество зубов, их посадка, проблемы с прикусом, дефекты строения нёба), заикание и проблемы в развитии речевых зон в коре головного мозга.

3.   Родовые патологии. Наиболее опасными для ребенка является асфиксия (нарушение дыхания, что приводит к кислородному голоданию головного мозга), родовые травмы (узкий таз у матери, применение щипцов для появления ребенка). Особого внимания в развитии будет требовать также тот ребенок, который родился с массой тела менее 1500 г и прошедший ряд реанимационных мероприятий, среди которых и вентиляция легких.

4.  Заболевания первых лет жизни ребенка. Первые годы очень значимы в жизни и развитии малыша. Поэтому нужно опасаться: инфекционных заболеваний, особенно менингита, менингоэнцефалита, воспалений среднего и внутреннего уха (приводит к снижению и потере слуха, а значит, страдает речь); травм головного мозга; повреждения неба.

5.  Неблагоприятные социально-бытовые условия. Нарушения речи очень часто наблюдаются у тех детей, у которых отсутствует эмоциональное и речевое общение с близкими людьми. Недостаточное количество общения, особенно с мамой, может стать основным фактором нарушения речи у ребенка.

Виды речевых нарушений: нарушения голоса (дисфония, афония), нарушения темпа речи (тахилалия, брадилалия), заикание, дислалия (нарушение звукопроизношения), дизартрия (нарушение звукопроизношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата), ринолалия (гнусавость), алалия (недоразвитие речевых центров коры головного мозга), афазия (распад речи), нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия). Речевые отклонения могут быть комбинированными, например, заикание и общее недоразвитие речи.

Общее недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. С учетом степени несформированности речи выделяют четыре уровня ее недоразвития: ОНР (I ур.р.р.); ОНР (II ур.р.р.); ОНР (III ур.р.р.); НВОНР;

Самый «тяжелый» — это I уровень, на этом уровне наблюдается полное или почти полное отсутствии словесных средств общения. Дети с такими особенностями относятся к так называемым «безречевым». На II уровне появляются общеупотребительные слова, хотя искажённые. Намечается различение некоторых грамматических форм. Вместе с тем произносительные возможности детей значительно отстают. III уровень характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено из-за нарушения звукопроизносительной стороны речи. НВОНР (нерезко выраженное недоразвитие речи) наиболее близкий к речевой норме уровень, но все же страдает звукопроизношение, нарушен грамматический строй речи, связная речь.

Заикание (логоневроз) является одним из самых сложных и длительных речевых нарушений, характеризующееся расстройством темпа, ритма и плавности экспрессивной речи с преимущественным поражением коммуникативной функции, обусловлено судорожными сокращениями в мышцах артикуляции, фонации и дыхания Заикание — это сложное психофизиологическое нарушение, которое требует комплексного воздействия на ребенка: медикаментозное и психотерапевтическое  лечение + помощь психолога (релаксация) + помощь логопеда (дыхательные упражнения).

Показатели (предвестники) заикания:

ü Ребенок употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);

üПовторяет первые слоги или звуки в начале слова;

ü Ребенок делает вынужденные остановки в середине слова или фразы;

ü Затрудняется перед началом речи, как бы не хватает дыхания.

      Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата. Для дислалии характерно неправильное, искажённое произнесение отдельных фонем (звуков). При этом не нарушены другие стороны речи.

Дизартрия - нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. При этом наблюдается ограниченная подвижность губ, языка, мягкого нёба и других органов речи, что затрудняет артикуляцию (произношение). Детям с дизартрией назначают медикаментозное лечение, ЛФК, данный вид патологии тяжело поддается коррекции.

Мутизм - прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы. Такой диагноз ставится ребенку, который вполне может и умеет говорить и тем не менее молчит. Мутизм встречается общий, при котором от ребенка нельзя добиться слова, и избирательный, когда малыш отказывается разговаривать в знак протеста в каком-нибудь определенном месте (например в детском саду) или с определенным человеком. Избирательный мутизм чаще всего проходит без лечения. Надо только понять, почему замолчал ребенок. Лучшие средства – нежность, доброта, любовь. Конечно, в каждом случае нужна консультация специалиста.

Детский аутизм - болезненное состояние психики, при котором ребенок полностью уходит в свои переживания, отстраняясь от внешнего мира. У такого ребенка отсутствуют элементарные бытовые навыки: он не умеет самостоятельно есть, умываться, одеваться и, конечно же, молчит. Данное заболевание возникает преимущественно у мальчиков в возрасте 1,5-2 лет.

Задержка речевого развития - (ЗРР) – патология, характеризующаяся отставанием ребенка в возрасте 2-4 лет овладением речью. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

Все чаще в дошкольное учреждение приходят дети с задержкой речевого развития или с нарушением речевого развития. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Профилактика – система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из важнейших задач образовательного учреждения. Важную роль в профилактике играет совместная работа учителя-дефектолога, воспитателей и родителей. Предупреждать речевые нарушения у детей необходимо с раннего возраста.

Основные направления работы по профилактики речевых нарушений    у детей раннего возраста:

ü Формирование моторной сферы (развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики, развитие навыков самообслуживания).

ü Развитие высших психических функций: памяти внимания, восприятия, мышления относительно данного возраста.

ü Развитие импрессивной речи: понимания слов, обозначающих предметы, действия, признаки; грамматических категорий и предложных конструкций; вопросов, несложных текстов;

ü Развитие экспрессивной речи: активизация словаря, грамматического строя речи, звуковой культуры речи, связной речи.

В возрасте 3-6 лет следует особое внимание уделить:

ü Звукопроизносительной стороне речи: формированию фонематического слуха, развитию артикуляционной моторики, развитию мелкой моторики, развитию речевого дыхания;

ü Расширению активного словаря;

ü Развитию (коррекции) грамматического строя речи;

ü Развитию (коррекции) звуковой культуры речи;

ü Развитию связной речи.

Учитывая возрастные особенности речевого развития детей раннего и дошкольного возраста, предупреждая речевые нарушения у наших воспитанников мы формируем у детей правильную речь. А сформированная речь – важный показатель готовности ребёнка к обучению в начальной школе. Наличие даже небольших отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Поэтому перед воспитателями, учителем-дефектологом в тесном сотрудничестве с родителями стоит очень важная задача по формированию, развитию речи детей, профилактике у них речевых нарушений. 







Комментариев нет:

Отправить комментарий