вторник, 21 февраля 2023 г.

 

ЗАПУСК РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ

 

Если вашему ребенку уже исполнилось 2,5 – 3 года, а он еще не говорит, общается с вами посредством мимики, жестов, отдельных звуков, это значит, что пора начинать действовать, даже если в семье есть родственники, которые заговорили поздно.

1.     Убедитесь, что ребенок здоров

Длительное отсутствие речи может быть связано с последствиями тяжелых инфекций, перенесенных в раннем детстве, сложной беременностью и родами, нарушениями слуховой функции, поражениями ЦНС, а также со стрессом. Именно поэтому так важно сначала убедиться, что у ребенка нет проблем со здоровьем.

2.     Уберите телефон, выключите телевизор

Игры на планшете и мультики – спасение для перегруженной делами мамы, но они очень вредны для молчащего ребенка. Когда ему отводится роль пассивного наблюдателя, необходимости говорить просто не возникает.

3.     Разговаривайте с ребенком

Если малыш не говорит, это не значит, что ему неинтересно то, что вы ему говорите. Постоянно общайтесь с ним, проговаривайте каждое свое действие, называйте окружающие вас предметы и явления. Так вы пополняете пассивный словарь ребенка.

Произносите слова медленно, четко, громко, следя за артикуляцией. Для малышей основной источник знаний – взрослые, он учится, подражая родителям, так дайте своему сыну или дочери правильный образец.

4.     Пойте песни, читайте стихи

Если ребенок произносит некоторые звуки, пропевайте их вместе с ним, добавляя к согласным гласные, например: ААААА, БА-БА, ПА-ПА, МО-МО, БО-БО и т. д. Это простое, но эффективное упражнение подготовит речевые органы к произнесению более сложных слов.

Читайте вместе короткие детские стихи, народные потешки и пестушки, как правило, в них недлинные слова с похожими звуками. Если вы поете ребенку перед сном, ограничьте репертуар двумя-тремя песенками и меняйте произведения как можно реже.

5.     Покажите, как говорить

Вместе с ребенком рассматривайте картинки, называя изображение:  «Киса», «Баба», Мама» и т. д. Когда ребенок запомнит слова, постройте из них простые схематичные предложения, используя слова-действия: «Миша, дай», «Киса, иди» и др. Используйте в речи простые конструкции типа «Дай ручку», «Где мишка?», «Покажи носик», терпеливо повторяйте одни и те же слова и фразы.

6.     Развивайте сенсорно-моторное восприятие

Нервные окончания на пальцах и внутренней стороне ладони связаны с центрами речи. Ежедневно выполняйте пальчиковую гимнастику, делайте массаж ручек. Разрешайте ребенку пересыпать крупу, играть с цветным рисом, песком, водой, пуговицами, фасолью и другими предметами. Купите малышу набор музыкальных инструментов: ксилофон, дудочку, барабан, губную гармошку. Учите различать цвета, формы, величину, количество. Разнообразные тактильные, зрительные, слуховые впечатления помогут быстрее запустить речь и развить высшие психические функции.

7.     Побуждайте ребенка говорить

Задавайте простые вопросы («Где киса?»), обращайтесь с посильными просьбами («Дай ложку»), спрашивайте, как у него дела, что он видел на улице и т. д. Во время игры вызывайте у него желание подражать вам. Например, во время пряток открывайте глаза со звуком «Ку-ку!», при игре с паровозиком имитируйте его гудок: «Ту-туууу!» и так далее. Слова должны иметь эмоциональную окраску: удивляйтесь «Ух ты!», радуйтесь «Ура!», выражайте огорчение «Ай!», «Эх»…Если ребенок повторяет за вами только гласные, это уже результат.

Многие дети-молчуны выражают свои желания и просьбы жестами и мимикой. По мере возможности пресекайте это. Делайте вид, что не понимаете ребенка, прямо говорите ему: «Я тебя не понимаю».

8.     Сохраняйте спокойствие!

Когда ребенок долго не говорит, это может раздражать, вам может даже казаться, что он отстает не только в речевом развитии. Ни в коем случае не сердитесь, не срывайтесь на ребенка, не угрожайте, иначе он надолго замкнется в себе.

9.     Стоит ли обращаться за помощью к учителю-дефектологу?

Да, если самостоятельные развивающие занятия не дали никакого результата в течение 3-4 месяцев, при условии, что они проходили часто и регулярно. Специалист объективно оценит речевое развитие малыша и даст вам четкие рекомендации, что делать дальше, при необходимости направит к другим специалистам.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий