Как по-разному
люди читают
стихи! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя
особенности стихотворного
размера. Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с
удовольствием мы слушаем того, кто читает с живой выразительностью, владея голосом, переживая эмоции,
затронутые данным произведением.
Можно ли научить ребенка
читать стихи выразительно? Да, можно. Под выразительным чтением
мы подразумеваем соблюдение логического ударения, смысловых пауз, интонации.
Вот несколько советов,
которые помогут ребенку читать стихи с
выражением
1.
Осознанно
подойти к выбору стихотворения для выразительного чтения. Стихотворение должно быть доступным, близким и понятным
детям по содержанию. Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение.
Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, в 3-4 года – одно-два
четверостишия, детям 5-7лет – до пяти четверостиший. Стихотворение для
малышей должно быть динамичным, без описательных моментов, с короткими
строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры,
сравнения, небольшие описания, поэтому нужно постараться подобрать то стихотворение,
которое будет ему интересно.
2.
Стихи для детей должны быть высокого
качества, ведь поэзия является источником и средством обогащения образной речи,
развития поэтического слуха.
3.
Прежде
чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, нужно просмотреть его заранее, выбрать
нужное настроение, интонацию, расставить акценты, выделяя главное слово. А
затем прочитать
стихотворение самим медленно и с выражением. Можно представить,
что вы выступаете со сцены, а ребёнок — ваш главный зритель и критик. Ребенок должен
видеть и понимать, что значит читать с выражением. Поэтому нужно читать максимально
эмоционально, правильно расставляя логические ударения, делать, где необходимо,
паузы, как можно точнее придерживаясь ритма стихотворения.
4.
Выяснить,
всё ли понятно ребёнку в этом тексте. При необходимости нужно разобрать
каждую строчку, каждое слово. На этом этапе главное, чтобы малыш понимал, о
чем стихотворение и
для него не было бы непонятных слов.
5.
Определите
вместе с ребёнком,
как и с каким настроением нужно читать текст: с грустным, весёлым
или удивленным.
6.
Уметь
расставлять логическое ударение. Важно научиться определять главные по смыслу
слова текста и выделять их голосом. Для того чтобы выделить голосом
какое-то слово, нужно прочитать его громче, чем другие, после прочтения этого
слова сделать короткую паузу (чуть-чуть помолчать).
7.
Выбрать
нужный темп чтения, соблюдая короткие и длинные паузы. Как правило, темп чтения
зависит от содержания: грустные стихи читаются медленнее, чем радостные, повествование читается быстрее,
чем описание или рассуждение.
8.
Чтение
вслух можно сопровождать мимикой и жестами. Они сделают выступление более
интересным и эмоциональным.
9.
После
того как стихотворение выучено
нужно постараться сохранить интерес ребенка к нему. Выученное стихотворение можно
дарить бабушке и дедушке на дни рождения, использовать в домашних концертах.
Подытожим,
следуя этим несложным рекомендациям, можно научить ребенка
любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, формировать ясную
четкую выразительную
речь, что очень пригодится не только школе, но и во взрослой
жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий