воскресенье, 21 июня 2020 г.


ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

(СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА) 

Поступление ребенка в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Ведь с поступлением в школу наступает совершенно новый этап жизни ребенка. И к этому этапу он должен быть достаточно подготовлен.
 Подготовка к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может стать проблемой в обучении в школе, общении со сверстниками, в усвоении новых знаний.
Сформированная речь также очень важный показатель готовности ребёнка к обучению в начальной школе. Правильная речь –залог успешного освоения грамоты, чтения и письма в дальнейшем, т.к. письменная речь формируется на основе устной.
Вот несколько советов учителя-дефектолога, которые помогут понять, как подготовиться к школе и на что обратить внимание.
Обращайте внимание на звукопроизношение вашего ребенка. Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки речи. Дефектное произношение отразится на письме. Ребёнок будет писать так, как говорит. Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе неавтоматизированные звуки могут «потеряться», исчезнуть из самостоятельной речи, тогда необходимо будет работу над этими звуками начинать сначала.
Обогащайте словарный запас детей новыми словами (именами существительными, прилагательными, глаголами, наречиями). Что делать? Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся и новые слова. Никогда не оставляйте вопрос ребёнка: «А что это? Кто это?» без внимания, всегда старайтесь дать ответ на интересующий его вопрос. Если же сами не знаете ответ на вопрос, загляните вместе в энциклопедию или интернет-справочник. К сведению: к шестилетнему возрасту словарный запас нормально развивающегося ребенка составляет от 5000 до 7000 слов.
Создайте условия, необходимые для формирования связной речи. Стимулом для разговора может быть ваш вопрос или просьба о чем-то рассказать. Стимулом может стать поездка за город и поход в музей, впечатления от театральной постановки и новая игра. Чем более разнообразна жизнь вашего ребенка, тем больше поводов для разговора. Научитесь слушать ребенка не перебивая, не торопя, не отвлекаясь. Подсказывайте, поправляйте, но всегда давайте возможность выговориться. Читайте детям! Читайте сказки, рассказы, стихи. Совместное чтение вызывает у ребенка желание самому научиться читать, создаёт условия для дальнейшего грамотного письма. Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите его описать понравившегося героя. Попробуйте вместе с ребенком придумать новый рассказ или интересную историю. Это занятие очень увлекает и объединяет всю семью. 
Корректируйте грамматический строй речи ребенка. Иногда в речи детей встречаются грамматические ошибки. Что делать? Обязательно исправляйте ошибки, поправив ребенка и повторив правильное слово. Наиболее распространенные ошибки детей: в образовании существительных в уменьшительно-ласкательной форме, так, например, вместо слова стульчик можно услышать «стулик». Ошибаются дети и в употреблении существительных во множественном числе родительном падеже, например «ухов» вместо ушей, «глазов» вместо глаз. Допускают ошибки в согласовании существительного с числительным (четыре машин, пять куклав). У многих родителей такие ошибки вызывают улыбку, но ведь ваши дети – это будущие первоклассники и от уровня сформированности устной речи сегодня, будет зависеть развитие письменной речи в школе.
Корректируйте слоговою структуру слова. Что же это такое? Это умение правильно произносить сложные слова, состоящие из четырех, пяти и более слогов. Попросите повторить своего ребенка такие слова: милиционер, экскурсия, парикмахерская. Если повторил правильно – похвалите. А если не получилось, то разбейте слово на слоги (части) и отдельно отрабатывайте каждый слог.
Развивайте фонематическое (слуховое) восприятие. Фонематическое восприятие: умение слышать, различать все фонемы языка. Уметь определять и называть первый и последний звуки в слове. Уметь определять последовательность и количество звуков в слове на слух. Называть слова на определенный звук, слог. Например: назови слова на звук «А» (автобус, акула, ананас); назови слова, которые начинаются на слог «РА» (радуга, радость, ракета). Дети должны уметь различать гласные и согласные звуки. И не путайте, пожалуйста, понятия звук и буква, звуки мы произносим, буквы пишем.
Формируйте у ребёнка культуру речевого общения (здороваться, прощаться, благодарить, умение слушать собеседника, умение грамотно излагать свои мысли, следить за темпом, тембром речи, силой голоса).
Развивайте мелкую моторику руки. Поскольку в школе детям предстоит овладеть новым, сложным для них видом деятельности – письменной речью, рука должна быть готова. Ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений обеспечивает точность графических навыков.
Сейчас прекрасная пора года – лето время каникул, не только для детей, но и для их родителей. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры.
         В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года навыков и умений. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год навыки и умения в рамки занимательных игр. Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Только игра и живое непосредственное общение!
Есть такое выражение «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе –  значит быть готовым всему этому научиться».
Помните, уважаемые родители, что сформированная речь – важный показатель готовности ребёнка к обучению в начальной школе. Развивая речь ребенка, мы закладываем основу для формирования высших психических функций (воображения, памяти, мышления), и, следовательно, для успешного обучения ребенка в школе.
Но вся эта летняя подготовка к школе, не должна быть навязчивой и чрезмерно требовательной. Выражение «Играя – учитесь и учитесь – играя» - как нельзя лучше подходит для детей шестилетнего возраста, где основным видом деятельности по-прежнему остается игра. Играя, развивайте моторику руки, играя, обогащайте словарный запас ребенка и развивайте связную речь. И у вас все получится.
Успехов Вам и Вашему первоклашке!

Комментариев нет:

Отправить комментарий